"Я никогда не относился к числу "десяток", коими были Баджо, Дель
Пьеро, Дзола или Манчини. Они всегда играли ближе к воротам, я же
предпочитал начинать атаки из глубины. Иногда, в отсутствие Паулу Соузы,
мне доверяли функции плеймейкера в матчах сборной Португалии. Раньери
это заметил, предложив играть повыше и в матчах за Фиорентину. Пока что
все получается здорово".
Так рождался гений одного из лучших плеймекеров мирового футбола 1990-х
- начала 2000-х годов. Сейчас сложно даже представить себе иную позицию
для такого исполнителя, как Руи Кошта. Игрока с большой буквы,
оставившего неизгладимое впечатление в сердцах тех, кто наблюдал за
итальянским футболом тех лет. Настоящего маэстро, который покорял всех
своими виртуозными действиями и тонким чувством игры.
Во Флоренции - всемирно известном культурном центре - даже на какое-то
время отвлеклись от привычного посещения галереи Уффици. Все, даже
настоящие эстеты, ринулись на Артемио Франки: смотреть за тем, как один
португалец раз за разом находит абсолютно гениальные решения для сложных
игровых ситуаций, а его партнер, аргентинец, не менее гениально
превращает эти решения в голы. Фиорентина времен Тольдо, Кошты и
Батистуты - одна из лучших команд ушедшей эпохи кальчо. Эпохи, в которой
итальянский чемпионат был сильнейшим в Европе, а игравшие в нем
исполнители были безоговорочными звездами первой величины. Руи Кошта был
одним из них, хотя никогда не признавал своего статуса: "Знаете, я
не считаю себя знаменитостью. Скорее, я человек, который много работает
для достижения собственных целей. На каком-то этапе я понял -
настойчивость откроет передо мной любые двери в футбольном мире".
Впрочем, как гласит старая мудрость, одной настойчивости маловато будет
- достичь чего-то без таланта крайне сложно. Руи Кошта им обладал и
весьма символично, что первым человеком, разглядевшим в нем будущую
звезду, стал Эйсебиу. Лучший португальский игрок всех времен курировал
детские команды Бенфики и на одной из тренировок увидел щупленького
паренька из Альгарве. "Скажи мне, кто твой отец? Я хочу с ним пообщаться",
- сказал Эйсебиу десятилетнему мальчику... который менее чем через
десять лет забивал решающий гол в ворота сборной Бразилии на молодежном
чемпионате мира. А через пятнадцать
- был ключевым игроком сборной Португалии. Команды, которая как раз
оправилась от кризиса начала 1990-х и начала свое восхождение к славе.
Основу сборной Артура Жорже как раз и составили те, кто обыгрывал
Бразилию в 1991-м. Это потом Луиша Фигу, Фернанду Коуту, Жорже Кошту,
Жоау Пинту и Абеля Шавьера назовут "золотым поколением португальского
футбола". Пока же они вынуждены были доказывать свое право носить
бордовую майку с заветной эмблемой на груди.
И ведь доказывали, а сборная действительно шла шаг за шагом. В 1996-м
потомки Магеллана пробрались в четвертьфинал чемпионата Европы, где их
остановила Чехия во главе с Карелом Поборски. Непопадание на чемпионат
мира во Франции сделало команду лишь сильнее и на Евро-2000 португальцы
ехали с четкой турнирной задачей - попасть в полуфинал. Многие называли
эту миссию проваленной изначально - мол, как можно говорить о
полуфинале, когда у тебя в группе Англия и Германия? Своей игрой
португальцы оставили скептиков с широко разинутыми ртами. Они вытащили
(уступая 0:2) матч с Англией, в добавленное время затолкали мяч в ворота
румынов, уничтожили немцев, а уже в четвертьфинале спокойно справились с
Турцией благодаря дублю Нуну Гомеша. Несмотря на то, что сам Кошта
частенько оставался на втором плане, отдавая все лавры Луишу Фигу и Нуну
Гомешу, не признавать его вклада в успех не могли. На "десятке" лежала вся организация атакующих действий, а ведь атаковали на том Евро португальцы просто божественно.
Полуфинал с Францией преподносился многими как дуэль Руи Кошты и
Зинедина Зидана - двух гениальных плеймейкеров того времени. Кошта эту
дуэль проиграл. Весь матч он находился в тени своих партнеров, а затем,
когда у французов на первый план вышел сам Зидан, соорудить симметричный
ответ Руи не смог. Португальские иллюзии были разрушены спорным
решением австрийца Гюнтера Бенке и идеальным по исполнению ударом Зидана
с "точки". Ударом, который по сути завершил международную карьеру
большей части игроков из золотой команды 1991 года.
На Евро-2004 Руи Кошта, Фигу и примкнувший к ним Фернанду Коуту ехали в
статусе последних из могикан. Луис Фелипе Сколари существенно омолодил
команду, сделав ставку на игроков только что победившего в Лиге
чемпионов Порту Жозе Моуриньо. Также появился в составе 19-летний
Криштиану Роналду. И если на позициях Фигу, показывавшего привычный уровень
в составе Реала, это никак не сказалось, то вот Кошта пострадал. Его
прямым конкурентом стал натурализованный бразилец Деку, проведший
великолепный сезон в составе Порту. Сам Кошта никогда не стеснялся
конкуренции, напротив,
даже поощряя ее, в то время как общественность рьяно защищала
идентичность команды и недопустимость приглашения иностранца игрока на
позицию "на которой у нас есть сам Руи Кошта!"
Маэстро действительно начал сдавать. Славная флорентийская эпоха завершилась в духе Италии тех лет: "Когда
я услышал, что Фиорентина будет вынуждена продать нескольких игроков, я
молился, чтобы меня это не коснулось. Со мной никто не связывался,
представители клуба хранили молчание. Я помню свою реакцию, когда по
телевизору объявили о том, что мне предстоит покинуть клуб. Я бегал по
дому, кричал - я даже плакал! Но обиды на Фиорентину не держал никогда.
Они слишком хорошо меня знали и, вероятно, просто стеснялись мне об этом
сказать". Финансовые проблемы у Витторио Чекки Гори вынудили клуб
расстаться с лидерами команды. Кошта перебрался в Милан, где на первых
порах был не менее хорош, чем во Флоренции. С Миланом Анчелотти
португалец поднялся на новую карьерную высоту, выиграв Серию А, Кубок
Италии и Лигу чемпионов. Он прекрасно ладил с Пиппо Индзаги и Андреем
Шевченко, которые смогли заменить ему Батистуту. "Шевченко звонил Берлускони и просил о моей покупке? Я польщен",
- рассказывал плеймейкер в своем первом интервью на миланской земле.
Однако вскоре Милан приобретет молодого бразильца Кака, который с
первого же дня начнет "кормить" Шевченко куда интенсивнее, нежели этот
делал Кошта, и опытный португалец переместится на скамейку...
Домашний чемпионат Европы Руи Кошта таки начал в стартовом составе.
Позже, первый тайм матча против греков будет признан худшим для команды
Сколари на том турнире. Эллины досконально разобрали игру португальцев и
Кошта не стал исключением. В перерыве матча его заменил Деку и не сдал
своей позиции до конца чемпионата. Опытнейший плеймейкер не унывал,
зная, что он еще пригодится команде. Гений Сколари и опыт Руи сделали из
ветерана великолепного джокера, который был способен войти в любой матч
и выполнить поставленную задачу. Лучшей игрой Кошты на том Евро стал
четвертьфинал против Англии. Плеймейкер вышел "спасать Отечество" при
счете 0:1 на 79-й минуте и принял участие в спасительном голе Поштиги.
Звездный час Кошты настал в дополнительное время. На 110-й минуте Руи
неспешно двигался по направлению к воротам Джеймса, чуть сместился в
центр и неожиданно, но в то же время абсолютно безукоризненно, пробил
под перекладину ворот англичан. Да, Лэмпард перевел игру в серию
пенальти. Да, в ней Кошта не пробил Джеймса с "точки". Но Португалия
победила! Иного Кошта и не требовал - победа команды для него всегда
была ценностью номер один.
Перед финальным матчем Кошта объявил об окончании своей международной карьеры.
"Я рад за сделанный вклад в судьбу сборной Португалии. Это не конец
моей карьеры в целом, однако со сборной я заканчиваю. Конечно, было бы
неплохо поднять на головой кубок чемпионов Европы, однако все рассудит
игра". Поднять чемпионский кубок Коште не удалось. Он вновь
появился на поле при счете 0:1, но на этот раз внести решающий вклад в
спасение не смог. Гол Харистеаса погрузил маленькую пиренейскую страну в
состояние шока. Впервые за долгие годы Португалия была в шаге от
титула...
"Скромность - один из путей к большому успеху", - говаривал
Кошта, находясь в зените славы. Действительно, даже будучи одной из
главных звезд мирового футбола, португальский плеймейкер оставался
человеком с большой буквы. Скромным, спокойным, необычайно грациозным, и
в то же время - дерзким, напористым и успешным. Таким, каким мог быть
только настоящий маэстро. Покоряющий всех своими виртуозными действиями и
тонким чувством игры.
|